Месячник безопасности, посвященный Всемирному дню охраны труда 2016 года.
Девиз: «Стресс на рабочем месте – коллективный вызов!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка»
пгт. Февральск
ПРИКАЗ №
05 апреля 2016 года.
«О проведении месячника по охране труда»
В целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, требований статей 210, 212,216 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также контроля за безопасной организацией работ учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Провести со 05. 04.2016 г. по 30. 04.2016 г. в МБДОУ детский сад «Красная шапочка» месячник по улучшению условий и охраны труда посвященный Всемирному Дню охраны труда.
Ответственные: инженер по ОТ Акулова Е.В., зам. зав. по МВР Быкова Н.Э.
2. Провести с 05 по 30 апреля мероприятия по охране труда (тематические занятия по познавательной деятельности, развлечения, досуги, экскурсии), посвященные Всемирному Дню охраны труда.
Ответственные: зам.зав. по МВР Быкова Н.Э.
3. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заведующая МБДОУ д/с «Красная шапочка»: __________/Тюрикова О.А./
С приказом ознакомлены: ______________ / Акулова Е.В./
______________ / Быкова Н.Э./
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»
пгт. Февральск
Согласовано: Утверждено:
Инженер по охране труда Заведующая МБДОУ
___________/Акулова Е.В./ _________/Тюрикова О.А./
«___»___________2016г. «___»___________2016г.
Положение
о проведении «Месячника по охране труда»
в МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
пгт. Февральск
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Проведение «Месячника по охране труда» («Месячника по ОТ») способствует улучшению общего состояния условий труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности в ДОУ; усилению: контроля со стороны руководителей и специалистов ДОУ за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение «Месячника по ОТ» является дополнительным мероприятием к повседневной работе по охране труда в МБДОУ детский сад «Красная шапочка».
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Целью проведения «Месячника по ОТ» является выявление нарушений и отклонений от требований стандартов, правил, норм, инструкций и других нормативных документов по охране труда и принятие мер по их доведению до норм, а также обучение персонала и воспитанников правилам ОБЖ, ОТ, ТБ
Проведение «Месячника по ОТ» решает задачи предупреждения производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, безопасности образовательного процесса, повышения культуры производства и оперативной ликвидации выявленных недостатков.
3. ОРГАНИЗПАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Приказом по МБДОУ детский сад проводится «Месячник по ОТ», один раз в год.
Приказом по МБДОУ детский сад создается комиссия по ОТ под председательством заведующего МБДОУ В случае болезни или отсутствия заведующего комиссию возглавляет лицо, его замещающее.
Комиссия по ОТ состоит не менее чем из трех человек, включая председателя комиссии.
Комиссия по ОТ принимает участие по проведению «Дня охраны труда» и «Месячника»
«Месячник по ОТ» в МБДОУ должен проводиться по утвержденным программам и заблаговременно доводиться до сведения персонала МБДОУ, что позволит заранее подготовиться, провести проверку, выявить и устранить к «Месячнику по ОТ» имеющиеся недостатки.
4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ «ДНЯ ОХРАНЫ ТРУДА».
Накануне «Месячника по ОТ» председатель комиссии по ОТ МБДОУ ставит перед членами комиссии конкретные задачи и инструктирует их о порядке проведения и контроле за проведением мероприятий «Месячника по ОТ» на проверяемых участках.
После окончания «Месячника по ОТ» комиссия составляет акт (приложение 1) в двух экземплярах, в котором отражает выявленные нарушения и недостатки, а также намечает мероприятия с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.
Акт подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр акта остается для исполнения у ответственного за выявленные нарушения. Второй акт направляется в профком для контроля.
По результатам «Месячника по ОТ» в недельный срок издается приказ и утверждается план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их выполнения и ответственных лиц.
В приказе отмечаются достижения, нарушения требований законодательства об охране труда, выявленные во время «Месячника по ОТ», не выполненные в срок мероприятия, предыдущего «Дня охраны труда», причины их невыполнения и определяются дальнейшие меры.
Содержание приказа должно быть доведено до сведения всего персонала МБДОУ.
5. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНОВ
ОРГАНИЗАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Контроль за выполнением планов организационно-технических мероприятий по результатам проведения «Месячника по ОТ» возлагаются на заведующего МБДОУ.
Мероприятия по устранению выявленных нарушений должны включаться в ежемесячные планы работы учреждения по выполнению требований охране тру
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка»
пгт. Февральск
Согласовано: Утверждено:
Инженер по охране труда Заведующая МБДОУ
___________/Акулова Е.В./ _________/Тюрикова О.А./
«___»___________2016г. «___»___________2016г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе на тему: «Что о безопасности узнали – все в рисунках и работах рассказали» среди работ детей выполненных детьми в сотрудничестве с родителями МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
Общие положения.
Настоящее положение определяет порядок и условия проведения конкурса работ детей на тему «Что о безопасности узнали – все в рисунках и работах рассказали». Конкурс посвящается Всемирному дню охраны труда, который отмечается 28 апреля. Организаторы конкурса МБДОУ детский сад «Красная шапочка».
Организовать конкурс работ, созданных детьми в сотрудничестве с родителями, по пропаганде основ безопасности жизнедеятельности.
1.2. Создать конкурсную комиссию для проведения работы по выявлению лучших работ.
1.3. В выставке-конкурсе принимают участие все дети и их родители, посещающие дошкольное учреждение.
2. Цели и задачи выставки-конкурса.
2.1. Цель организации конкурса — активизация работы по пропаганде и обеспечению безопасной жизнедеятельности среди детей и родителей.
2.2. Задачи:
- привитие воспитанникам навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
- формирование в сознании детей понимания опасности в возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций;
- привитие воспитанникам навыков безопасного поведения в быту, в лесу, на воде;
- ценностного отношения к жизни и здоровью;
- соблюдение элементарных правил безопасности в общении с незнакомыми людьми.
3. Порядок проведения конкурса.
3.1. Конкурс проводится с 01апреля по 26 апреля 2016 года .
3.2. Комиссия, утвержденная приказом заведующего ДОУ, проводит оценку представленных работ на предмет соответствия задачам конкурса, выявляет и награждает победителей.
3.3. На конкурс принимаются: рисунок, коллаж, аппликация, поделка в зависимости от темы выставки- конкурса.
3.4. Рисунки, коллажи, аппликации должны иметь формат А4 (210х297мм), оформлены без рамок (либо в свои рамки).
3.5. Рисунки быть выполнены в любой технике и любыми материалами: акварель, гуашь, карандаш; поделки выполняются из различных материалов и в любой технике.
3.6. В работах могут быть отражены различные композиции на темы:
Причины пожаров в быту;
Неосторожность на воде, в лесу, в быту, быть беде;
Подозрительный предмет;
ПДБ — спасает жизнь;
Осторожно – незнакомый.
3.7. Работы по завершению выставки — конкурса не возвращаются. Авторское право сохраняется за исполнителями. Имущественное право переходит к организаторам конкурса, которые могут распорядиться работой по своему усмотрению. В т.ч. представлять работы на различных выставках и конкурсах.
3.8. За авторство работы ответственность несет лицо, передавшее работу на конкурс.
5. Подведение итогов и награждение
5.1. Работы, наиболее соответствующие заявленным критериям, эстетически оформленные выигрывают в выставке-конкурсе и занимают соответственно 1,2,3.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Красная шапочка»
пгт. Февральск
Согласовано: Утверждено:
Инженер по ОТ ДОУ Заведующая ДОУ
___________/Акулова Е.В./ __________/Тюрикова О.А./
«____»___________ 2016г. «___»__________2016г.
План мероприятий по проведению месячника по охране труда
На тему «Стресс на рабочем месте»
С 01.04.2016г. по 30. 04.2016года.
В МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
Цель: 1.Создание эффективной системы контроля над выполнением мероприятий по профилактике производственного травматизма, безопасности образовательного процесса. Совершенствование форм и методов управления охраной труда в ДОУ.
2. Привлечение всех работников ДОУ к работе по повышению безопасности.
3. Пропаганда охраны труда.
№ Наименование мероприятий Сроки выполнения Ответственные
1. Комплексные проверки за соблюдением безопасных условий труда работниками ДОУ на рабочих местах. Консультации по вопросам охраны труда. В течение месяца Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
2. Обновление материала в уголке по охране труда с целью пропаганды вопросов безопасности и Всемирного дня охраны труда. 11.04.2016г.-19.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е. В.
3. Проведение повторных инструктажей на рабочих местах во всех подразделениях ДОУ. В течение месяца Инженер по ОТ Акулова Е. В.
4. Контрольные рейды по общему осмотру здания, территории, кровли, состояние ограждения, прогулочных участков и веранд с составлением весенних актов обследования. 14.04. 2016г.-22.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
5. Контрольные рейды по соблюдению безопасности во всех структурных подразделениях. 22.04.206г.-25.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
6. Проведение инструктажей по безопасности воспитанников. В течение месяца Инженер по ОТ Акулова Е. В.
7. Контрольные рейды по проверке исправности электрооборудования в пищеблоке, прачечной. В течение месяца Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
8. Проверка состояния пожарной безопасности в ДОУ. В течение месяца Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
9. Выставка рисунков и работ детей в сотрудничестве с родителями на тему «Что о безопасности узнали – все в рисунках рассказали». 08.04.-22.04.2016 г Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Зам.зав. по МВР Быкова Н.Э.,
Воспитатели
10. Оформление родительских уголков во всех возрастных группах по безопасности. 08.04.-22.04.2016 г Воспитатели
11. Круглый стол «Стресс на рабочем месте» Участники - педагоги ДОУ. 27.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
12. Семинар «Как избежать стрессовых ситуаций. Участники – обслуживающий персонал. 28.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е. В.
Комиссия по ОТ
13. Тематические занятия и беседы, развлечения, досуги по ОБЖ с воспитанниками во всех возрастных группах В течение месяца Зам. зав. по МВР Быкова Н.Э.,
Воспитатели
14. Встреча - беседа с инспектором по пропаганде БДД Гузеевой Е.С. «Расширение знаний детей о правилах дорожного движения» 13.04.2016. Зам.зав. по МВР Быкова Н.Э.,
Воспитатели
15. Оформление актов обследования 23.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е. В .
16. Обновление информации по месячнику безопасности и Всемирному дню охраны труда на сайте ДОУ. 28.04.2016г. Акулова Е. В.
Быкова Н.Э.,
17. Субботник по уборке территории ДОУ 29.04.2016г. Администрация
Инженер по охране труда _________________ /Акулова Е.В./
Семинар «Как избежать стрессовых ситуаций»
Дата проведения «27» апреля 2016 года.
Участники: обслуживающий персонал ДОУ (младшие воспитатели, работники прачки и пищеблока, уборщики служебных помещений и другие работники).
Задачи:
1. Способствовать осознанию своего эмоционального состояния и его влияния на качество работы.
2. Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния.
3. Гармонизация отношений внутри коллектива.
№ Мероприятия Дата проведения Ответственные
1. 1. Игра-разминка «Улыбнитесь»
2704.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
2. «Что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях» 27.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
3. Презентация Стресс на рабочем месте» 27.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
4. Управление своими эмоциями «Упражнение с шариком». 27.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
Инженер по ОТ ________________/ Акулова Е.В
Для семинара
1. РАЗМИНКА «УЛЫБНИТЕСЬ!»
— Сначала мы с вами настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
Спасибо. Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас.
2.Что такое стресс? Как он проявляется?
Сегодня мы поговорим о том, что такое стресс, как он проявляется и что делать, чтобы сохранить свое душевное здоровье в трудных жизненных ситуациях.
Стресс – нормальная реакция психики на ситуации сильного эмоционального напряжения, может играть мобилизующую роль, а может и тормозить психические процессы, сковывать их. Наиболее часто рекомендуют прибегать к психотерапевтическим упражнениям, которые не только повышают работоспособность педагога, но и позволяют сохранить свое психическое здоровье, управлять своим состоянием.
Ритм современной жизни зачастую приводит к тому, что мы испытываем постоянное нервное напряжение – на нас давят поджимающие сроки, бесконечные обязанности, стереотипы, сложности, проблемы, требующие немедленного решения...
Участие в социальной «гонке на выживание» выматывает, опустошает. Появляются первые признаки стресса: хроническая усталость, раздражительность, хандра, депрессия. То, что раньше казалось интересным и захватывающим процессом, начинает вызывать утомление и становится скучным. Сосредоточиться на работе становится все сложнее, часто подводит память.
Стрессы, негативные эмоции приводят к многочисленным проблемам – как физическим, так и психическим. Чтобы стресс не «пустил корни» и не вызвал серьезные заболевания, необходимо справиться с ним на начальном этапе.
Как только в вашей жизни возникают какие-то проблемы, вы принимаетесь прокручивать в голове негативные мысли, не забывая при этом озвучивать их в беседе с друзьями и близкими: «Меня все раздражает!», «Я так устала от жизни, ни на что нет сил!», «Я ничего не успеваю!» и т.д.
Вы сообщаете не только окружающим, но и своему внутреннему разуму о том, что у вас нет желаний, вам все безразлично. А если нет желаний, то нет и энергии. В результате – продолжительная апатия и слабость. Получается замкнутый круг: у вас что-то не складывается, вы подпитываете эту программу негативными оценками происходящего, а «белая полоса» все больше при этом отдаляется.
Научитесь использовать мысли и слова для формирования положительных целей, а не для усугубления имеющихся проблем. Для этого нужно только перераспределить акценты – меньше жалуйтесь, перестаньте сетовать на судьбу-злодейку, не возвращайтесь мыслями вновь и вновь к своим проблемам. Больше думайте о том прекрасном результате, который ждет тебя после завершения работы.
Так какие же признаки помогут определить, что у вас стресс?
Усталость, которая не исчезает в течение длительного времени. Головные боли, с частой периодичностью, иногда боли в спине, нарушенное пищеварение.
Возникают ссоры с коллегами по работе, или с супругом. Постоянные смены настроения, сопровождающиеся раздражительностью. Ощущение перегруженности, человек ничего не успевает. Склонность к резким комментариям.
Человек испытывает сильное напряжение, даже при незначительных физических нагрузках. Неспособность к принятию самостоятельных решений. Все видится в черном свете. Постоянно что-то забывается. Полное неприятие критики. Увеличивается число ошибок на работе и сильные переживания по этому поводу.
3.Презентация «Стресс и борьба с ним»
4 .Игра с шариком: « Управление своими эмоциями».
- Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался.
-Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость.
-Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.)
-Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпуска¬ют шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.)
-Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
-Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.)
-Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается)
-А что происходит с гневом внутри шарика? Можно , как вы думаете им управлять? (Он выходит из шарика постепенно, порциями. И этим гневом можно управлять.)
Круглый стол «Стресс на рабочем месте»
Дата проведения «28» апреля 2016 года.
Участники: педагогический коллектив ДОУ
Задачи:
1. Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.
2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
3. Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.
4. Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
План проведения круглого стола
№ Мероприятия Дата проведения Ответственные
1. 1. Игра «Ваше настроение»
Цель: Установление контакта с педагогами. Определение своего эмоционального состояния, настроения. Снятие эмоционального напряжения.
2. Игра «Комплимент».
Цель: Повышение самооценки педагогов. 28.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
2. «Что такое стресс? Причины его возникновения» 28.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
3. Презентация «Стресс на рабочем месте» 28.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
4. Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?» 28.04.2016г. Инженер по ОТ Акулова Е.В.
5. Тест «Конфетотерапия» 28.04.2016г. Акулова Е.В.
Инженер по ОТ ________________/ Акулова Е.В./
Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».
1.Упражнение «Здравствуйте».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.
Материалы: Игрушка - сердечко.
Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю сердечко по кругу и так, пока оно не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)
2.Упражнение «Ваше настроение»
Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.
Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).
-Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.
Трактовка значение цвета (Приложение 1).
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
«Как не «сгореть» на работе».
Тема очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.
Актуальность.
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.
Поэтому в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Это разочарование и крайняя усталость, наблюдаемые у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.
Симптомы профессионального "выгорания"
Выделяют 10 основных признаков эмоционального "выгорания" (психолог Е. Малер):
истощение, усталость;
бессонница;
негативные установки;
пренебрежение исполнением своих обязанностей;
увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
уменьшение аппетита или переедание;
усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
чувство вины;
переживание несправедливости.
Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром эмоционального выгорания?.
Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Были ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой самой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит «опустошенность» человека.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
3.Презентация «Стресс и пути его преодоления.
4.Тестирование «Умеете ли вы справляться со стрессом?»
Что такое стресс? Причины его возникновения.
Стресс – это категория, как бы абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс.
Что такое стресс? Причины его возникновения.
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Основные признаки стресса:
- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.
Причины возникновения стресса.
Рассмотрим стрессовые ситуации:
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликты с коллегами;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
- слишком высокая ответственность;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и воспитанников.
Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда ( повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.
Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит воспитатель.
Психологический дискомфорт педагога негативно влияет и на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное.
Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «потрясти» голову, желудок, сердце - невозможно. Так как же быть? И как помочь себе?
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для для нашего организма.
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
А сейчас я прочитаю вам одну притчу, которую я взяла неслучайно.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, ведь вы на 100% ответственны за все события в своей жизни, как за плохие, так и за хорошие.
5.«Конфетотерапия»!!!
— А напоследок мне бы хотелось задать вам вопрос: любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берете ту, которая «на вас смотрит», или это не так?
Кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам тест».
(Я угощаю участников конфетами «Мармелад».)
У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, все находится под контролем, они двигаются вперед, иногда лишая себя маленьких и неожиданных радостей.
Прямоугольная форма конфет говорит о том, что у человека хорошо получается роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если они обращаются к нему за помощью, он отвлекается не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным проблемам.
На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.
Кому понравилась круглая форма конфет — те находятся в полной гармонии не только со своим внутренним миром, но и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.
И наконец, кто выбрал конфеты овальной формы, легко находят общий язык с незнакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.
Дополнительный материал к месячнику безопасности.
Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.
Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.
Организационные факторы:
• перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
• слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
• неинтересная работа;
• ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
• неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.
Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:
• положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);
• негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).
Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия. Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.
Отрицательные последствия стресса проявляются в
• физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);
• психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).
Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для учреждения в целом.
Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.
Методы самоуправления стрессом:
• разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;
• научиться говорить "нет";
• не соглашаться на противоречивые требования руководителя.
Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:
• оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;
• при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;
• полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;
• использование ситуационного подхода к лидерству;
• обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;
• развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.
Простые физические упражнения на расслабление, которые можно выполнять тогда, когда вы чувствуете, что вы напряжены.
Упражнение "Сосулька"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженное.
Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения, замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять.
Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение "Воздушный шар"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение "Муха"
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение "Лимон"
Сядьте удобно: руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20 приседаний или 20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Сделайте любое простое упражнение прямо сейчас и Вы незамедлительно увидите его эффект. Ведь - это ваша жизнь и только от Вас зависит, как Вы ее проживете. С радостью и любовью или со страхами и напряжением.