Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Красная шапочка

Форма входа

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

  1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет)
  2. В Вашей детской библиотеке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? (Нужное подчеркнуть)
  3. Часто ли Вы покупаете ребенку книги? (Часто, редко)
  4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребенку?

- просматриваю содержание,

- учитываю возраст ребенка,

- выбираю книгу по иллюстрациям,

- покупаю случайно.

  1. Как часто Вы читаете ребенку книги?

- ежедневно,

- раз в неделю,

- два-три раза в месяц,

- раз в год,

- другое (написать)____________________________________________________

  1. По чьей инициативе Вы читаете книги?

- по просьбе ребенка,

- по своей инициативе.

  1. Как Вы узнаете, внимательно ли слушал ребенок художественное произведение?

- спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги,

- обсуждаю поступки героев,

- предлагаю пересказать содержание.

  1. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения? (Да, нет, затрудняюсь ответить. Если есть, напишите какие.) ______________________

_____________________________________________________________________

  1. Рассказывает ли Вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет)
  2. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребенка? (Напишите)

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Красная шапочка»

пгт. Февральск

Выступление на педсовете

«Особенности ознакомления дошкольников

с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель

Вологжина О.И., 2014г.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

На основе восприятии выдвигаются следующие задачи по ознакомлению детей с художественной литературой:

v     Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

v     Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

v     О жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях.

v     О композиции.

v     О простейших элементах образности в языке.

v       Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

Задача детского сада, как отмечала Л.М.Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книги надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В детском саду существует свояметодика художественного чтения и рассказывания. М.М. Конина выделяет несколько типов:

v    Чтение и рассказывание одного произведения.

v    Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

v    Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:

   а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.

   б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

v    Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

   а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).

     б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).

     в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

     г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

v    Чтение как часть непосредственно образовательной деятельности (НОД).

   а) Оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).

   б) Чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов, закрепление материала).

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой. Основными методами являются следующие:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
  5. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.
  6. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различаемой на слух форме произведения (стихотворение, проза), а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты).   Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения,, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, спрашивают, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Раньше главная роль в обучении принадлежала специальным занятиям. Занятия дополнялись и взаимодействовали со специальными дидактическими играми вне занятий. С введением ФГТ в дошкольное образование раздел «ознакомление с художественной литературой» был вынесен за пределы непосредственно образовательной деятельности, знакомили с художественной литературой в свободное от основных занятий время; введение же ФГОС (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17.10.20ё13г. № 1155) позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (обеспечение развития личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей).

Ведущей формой деятельности являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях.

При использовании литературных произведений вне НОД решаются следующие задачи:

Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:

  • Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
  • Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
  • Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательным.
  • В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.

В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой и часто они используют ее, как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).

В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.

В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10, дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

 

Педсовет «Ознакомление детей с художественной литературой»

«Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческого рода,

она — рупор человеческой мысли.

Мир без книги — мир дикарей».

(Н. И. Морозов)

Цель: Закрепить знания слушателей по данной теме. Продолжать формировать умения критически относиться к методическим пособиям и творчески использовать их.

Повестка дня:

  1. Вступительное слово – зам. зав. по МВР Быкова Н.Э.
  2. Делимся опытом: - Вологжина О.И.
  3. Презентация «Книга – источник знаний для детей»
  4. Обсуждение результатов анкетирования родителей – зам. зав. по МВР
  5. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» - зам. зав. по МВР
  6. Решение педагогического совета
    1. Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите пример сказок.
    2. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Приведите пример сказок. («Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»)
    3. «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила!» (Лиса о Колобке)
    4. «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать? Вот и поплатилась – растаяла!» (Огонь о Снегурочке)
    5. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Пословица)
    6. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)
    7. Устное народное творчество. (Фольклор)
    8. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (Басня)
    9. Короткая их 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка)
    10. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка)
    11. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка).
    12. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот)
    13. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня)
    14. Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина)

Вступление

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитии речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как семейное чтение. В таком случае страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения с взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления об общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средству развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также, затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

1. Разминка.

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

«По щучьему веленью, по-моему, хотенью… »

«Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная? »

«Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!

 

2. Закончите пословицу:

«Что написано пером… » (не вырубишь топором)

«Без труда… » (не выловишь рыбки из пруда)

«Семь раз отмерь… » (один раз отрежь)

«Что посеешь… » (то и пожнешь)

«Любишь кататься… » (люби и саночки возить)

 

3. К какому виду творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве… » (Сказка)

«Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву С» (Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские… » (Былина.)

-«Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

-«Жили-были дед да баба» (Сказка)

2. Выступления педагога Вологжиной О.И. по теме педсовета.

3. Презентация

4. Результаты анкетирования

5. Деловая игра «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: *повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

*развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход проведения игры.

Задание 1.

       Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

2-я младшая группа

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста.

Средняя группа

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.

Подготовительная группа

Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.

Старшая группа

Задание 2.

Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:

А) А.Барто «Игрушки»,

К.Чуковский «Мойдодыр»,

«Репка», «Колобок», «Теремок»,

«Заюшкина избушка», «Маша и медведь»

Б) «Три поросенка», «У страха глаза велики»,

«Лисичка-сестричка и серый волк»,

Н.Носов «Живая шляпа», «Айога»,

«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди».

Задание 3.

Назовите автора произведения:

     «Приключение Чипполино» (Д.Родари)

     «Приключение незнайки и его друзей» (Н.Носов)

     «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

     «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)

Задание 4.

Назвать детские художественные произведения, написанные:

А) К.Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденное солнце», «Айболит» и др.)

Б) С.Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Дядя Степа» и др.)

Задание 5.

Определите название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

А) «…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану.» (Н.Носов «Живая шляпа»)

     «… Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал – ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное потерял сознание, потому что взял тарелку, и быстр выплеснул кашу на улицу в окно…» (В Драгунский «Тайное становится явным»)

Б) «…Как услышал царь-отец,

   Что донес ему гонец,

   В гневе начал он чудесить

   И гонца хотел повесить;

   Но, смягчившись на сей раз,

   Дал гонцу такой приказ…»

   (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

     «У меня растут года,

     Будет и семнадцать.

     Где работать мне тогда,

     Чем заниматься?

     Нужные работники –

     Столяры и плотники!» (В.Маяковский «Кем быть?»

Задание 6.

Вспомните стихи о временах года.

Задание 7.

Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и др.)

Задание 8.

       От имени кого и о ком ведется рассказ?

Задание 9.

Кроссворд

             

6.п

           

7.з

     
           

1.п

О

С

л

о

в

и

ц

А

     
             

Г

           

Г

     
       

8.а

   

О

 

2.с

к

а

з

к

А

 

9.п

 
   

10.б

 

Н

   

В

           

Д

 

Е

 
   

Ы

 

Е

   

О

           

К

 

С

 

3.ф

о

Л

ь

К

л

о

Р

         

4.б

А

с

Н

я

   

И

 

Д

   

К

               

Я

 
   

Н

 

О

 

5.ч

а

С

т

у

ш

к

а

       
   

А

 

т

                         

По горизонтали:

По вертикали:

     В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна.

     Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

     Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Решение педсовета:

1. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги), посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.

2. Постоянно менять и/или пополнять материал в книжном уголке.

3. Спланировать и провести в детском саду «Книжкину неделю».

 

Тематический контроль «Ознакомление дошкольников

с художественной литературой»

Цель. Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Срок проведения:____________________________________________________

Воспитатель, группа:________________________________________________

План тематической проверки

Цель

Методы

Содержание

Ответственный

Обследование знаний, умений и навыков детей

Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми.

Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе.

 

Оценка профессиональных умений воспитателей

Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями.

Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приемов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Художественная литература»

 

Создание в группах условий для работы по теме

Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе

Наличие книжных уголков в группе. Соответствие подобранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, художниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическими выставкам, аудиокассет с записями произведений для детей).

 

Планирование работы

Анализ планов воспитательно-образовательной работы

Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке.

 

Работа с родителями по данной теме

Анализ документации, наглядной пропаганды. Анкетирование родителей.

Оценка осведомленности родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе.