Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Красная шапочка

Форма входа

Воспитание коммуникативной культуры у детей

старшего дошкольного возраста.

     Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников. В дошкольном возрасте происходят значительные перемены в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я», «Бросает свой первый вызов судьбе, миру, себе самому…» (В. Леви «Нестандартный ребенок»).

     Надо быть осторожным, чтобы не сломать начинающую складываться личность. Как часто мы, взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое.
Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей старшего школьного возраста. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами; для характеристики обмена информацией в человеческом обществе. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.
Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.
В организации совместного образа жизни старших дошкольников происходит ряд изменений, имеющих большое значение для коммуникации. Осознание детьми своего положения (как самых старших среди воспитанников детского сада) сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки. Воспитатель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их основе обеспечить выполнение старшими дошкольниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах.
Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости, которые А. С. Макаренко относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.
Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Накопление индивидуального опыта обеспечивает самостоятельность ребенка в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.
В последнее время вышло много литературы по развитию коммуникативных умений детей: в книге «Психогимнастика» И.Н. Чистякова предлагает психологические этюды для регуляции эмоционально-волевой сферы ребенка; психолог А.Л. Воробьева делится мини-тренингом в работе с дошкольниками; авторская программа С.Ю. Чижовой «Коммуникативный тренинг для дошкольников» и пособие Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению» поможет педагогам в работе с воспитанниками дошкольных учреждений.
Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Коммуникативные умения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время, должны быть объединены в сознании ребенка. Воспитание основ коммуникативной культуры дошкольников в субкультуре детства эффективно осуществляется, если:
- процесс воспитания в дошкольном учреждении ориентирован на характеристики субкультуры детства;
- обеспечивается интеграция общечеловеческих ценностей в содержание процесса воспитания основ коммуникативной культуры дошкольников;
- развивающие и игровые методы (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др.) активизируют коммуникации между детьми и взрослыми;
- согласованна работа дошкольного учреждения и семьи, которая ведется параллельно, дополняя друг друга.
Понятие «коммуникативная культура детей старшего дошкольного возраста» как личностное качество, включает в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру; способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.

 

         

Характеристика возрастных возможностей детей в развитии речи.

Ранний возраст

     Потребность в общении, освоение предметных действий требуют собственной активной речи ребенка. На основе речи развиваются обобщения, символическая функция мышления, т.е. способность к замещению реальных предметов и действий предметами-заместителями и языковыми знаками. Однако за становлением речи лежит долгий путь развития и обобщения предметных действий (разные с одним и тем же предметом или одно и то же действие с разными предметами), парные игры («Ку-ку», «Катание шара» и др.)

Взрослый для ребенка - неисчерпаемый источник положительных эмоций, интересных впечатлений, игр, в которых все более важную роль играет слово. Стремясь к контакту со взрослым, обладанию предметами и игрушками, ребенок откликается на побуждение использовать слово для достижения этих целей, инициативно высказывается сам. Взрослый поддерживает диалог, «чинит» его, достраивая однословные высказывания ребенка до полной грамматически оформленной фразы.

Ребенок активен в освоении языка. Стоящие за словом представления развиваются от понимания единичного сходства к широким и все более точным обобщениям. При помощи одного и того же слова выражаются многообразные значения. Постепенно ребенок учится составлять пока еще грамматически неофорленные двух-, а потом трехсловные предложения.

К концу второго года появляются первые грамматические формы. Увеличивается словарный запас ребенка (200-300 слов).

На третьем году жизни развитие речи происходит в связи с расширением круга функций, прежде всего налаживанием взаимодействия и взаимоотношений с близкими взрослыми и детьми, познанием окружающего мира. Ребенок осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Он учится инициативно высказываться, задавать вопрос, ожидать ответа, сам отвечать, обращаться к окружающим с просьбами и предложениями.

Ребенок пользуется словами для выражения желаний, чувств, мыслей, для достижения желаемых результатов. Однако используемые ребенком слова весьма несовершенны в фонетическом отношении и выражают широкий спектр смыслов. Интерпретируя их и адекватно реагируя словом и предметными действиями, взрослый налаживает взаимопонимание, обогащая таким образом язык ребенка.

Проявляя инициативу, ребенок выступает как субъект общения, как равноправный партнер. Стремление быть понятым, добиться выполнения своих желаний заставляет ребенка учиться говорить правильно. Общение со сверстниками в этом возрасте помогает установить эмоциональный контакт и привлечь внимание к своей личности: играя рядом, дети сопровождают речью свои действия, но прямо к партнеру пока не обращаются.

При благоприятных условиях к концу третьего года жизни в общении со взрослым дети понимают и выражают в речи свои впечатления, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Они начинают высказываться о прочитанной им книжке, сказке, на темы из прошлого опыта (воспоминания о поездке в деревню, о подарках Деда Мороза и др.).

Младший дошкольный возраст (3-5 лет)

     Возраст от двух до пяти лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, и, в свою очередь, создает предпосылки для их дальнейшего развития.

Основная функция речи – функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой деятельности, переходом от предметно-манипулятивных и индивидуальных сюжетно-отобразительных игр к совместной сюжетно-ролевой игре возникают новые потребности общения. Благодаря этому появляются новые типы высказываний: комментирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнера, планирующие ближайшие действия и распределение ролей.

Дети используют такие средства коммуникации, как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнера и затем в согласовании высказываний.

Словарь обогащается в связи с расширением ориентировки в окружающем мире. Ребенок знакомится с предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни и одновременно узнает их названия. Ребенок учится оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Задает многочисленные вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях.

Формирование грамматического строя речи тесно связано с развитием словаря. Усваивая каждое новое слово, ребенок учится правильно его изменять, согласовывать с другими словами в предложении, устанавливать между ними словообразовательные связи. Совершенствуется структура простого предложения, активно используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения разных типов, предложения с прямой и косвенной речью. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками, рифмами; словотворчество). Своеобразное экспериментирование со словом, обыгрывание звуков, «нащупывание» формы слова приводят к резкому увеличению количества сконструированных детьми слов и форм, отсутствующих в языке взрослых. Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

     Основными достижения в речевом развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребенок начинает предпочитать ровесника взрослому. Речь, обращенная к товарищу по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми. Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами живо интересуются его делами и высказываниями.

Многообразны функции речи старшего дошкольника. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности, речь для старшего дошкольника является также самостоятельным объектом окружающего мира, которую он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.

Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты, мимику, движения), и контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.

Диалогическое общение предполагает не только ориентацию на сообщение (интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также и учет позиции партнера, его интересов, желаний, настроений.

В недрах диалогического общения зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Важнейшее достижение старшего дошкольного возраста – бурное развитие интереса к звучащей речи, формирование элементарного осознания языковой действительности.

Индивидуальные особенности речевого развития выражаются как в проявлениях общительности, так и в темпах овладения языком и связной речью. Большинство детей любит комментировать свои действия, привлекать к себе внимание окружающих.