«Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста»
(Доклад к педсовету)
Выполнила: Быкова Н.Э.,
Зам. зав. по МВР МБДОУ д/с
«Красная шапочка», пгт. Февральск
Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня всё чаще. Существуют ли в настоящее время условия для её решения? Какой подход в работе должны выбрать педагоги? Какое место в этом занимает семья? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.
Прежде всего, нужно понять, что же включает в себя термин «гражданско-патриотическая позиция»? Что входит в понятие «гражданство» и «патриотизм»?
Гражданство – принадлежность человека к постоянному населению государства, которая выражает осознание своих прав, их защиты государством и обязанностей по отношению к государству.
Патриотизм – в переводе с греческого означает соотечественник, родина, отечество, а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к её гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить её интересам.
К этим определениям из словарей можно добавить и чувство гордости. Отсюда и вытекает краткая, но сущностная характеристика гражданско-патриотической позиции человека, которая с давних времён является культурной общечеловеческой нормой.
Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна. В современном обществе утеряны общие цели, которые были очевидны при социализме, а без них (общих целей) любое «общество обречено на вымирание» (А.И.Герцен). Отсюда утрата целостности, гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращённость только на себя, кардинальная смена ценностей. Это привело одних к идеям космополитизма (я – дитя не какой-то страны, а земли – космоса; где живу сейчас – там и Родина, и т.д.);других – к идее национализма (Россия только для русских). И то и другое не имеет ничего общего с гражданско-патриотической позицией и не способствует её развитию.
Условия для формирования
гражданско-патриотической позиции у детей
Есть ли сейчас условия для решения данной проблемы? Ещё в 90-е годы таких условий не было, теперь они есть.
Во-первых, сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (2007 г. был объявлен Годом русского языка, Годом ребёнка, что показывает отношение государства к детству); к поиску национальной идеи, способной консолидировать общество.
Во-вторых, колоссальный прорыв Русской Православной Церкви не без участия государства (объединение русской церкви нашей страны и зарубежной). Мы ещё пока не осознали всей значимости этого явления.
В-третьих, обращённость наших СМИ к позитивным переменам, говорящим о государстве, которое заботится о своих гражданах.
И наконец, потребность самих граждан в ощущении причастности к делам страны, желание сделать что-то полезное (оживление пионерии, появление молодёжной организации «Наши», других общественных институтов).
Основные принципы работы с дошкольниками:
«от близкого к отдалённому»;
от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, в детском саду, городе, стране;
взаимодействие с семьёй.
Создавшаяся в обществе ситуация позволяет нам верить в успешность усилий образования по формированию гражданско-патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? И почему мы говорим о предпосылках, которые станут опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей родине, её культуре, традициям, достижениям, а не только имеющего представления об этом (т.е. информацию, пусть даже очень обширную)?
Прежде всего необходимо вспомнить о психологических механизмах поиска ответа на вопрос «Кто я такой?» с точки зрения осознания своей принадлежности к нации, её культуре и традициям. В основе лежит процесс идентификации (отождествления), связанный с объединением себя с другим индивидуумом или группой людей на основании установления эмоциональной связи и принятия ценностей, норм, образцов поведения как собственных. Это и постановка себя на место другого в виде погружения, перенесения себя в пространство и время другого человека.
Идентификация, на основе которой у человека складывается осознание самого себя как гражданина своего отечества, - очень сложный и глубокий процесс, который в полной мере реализовать по отношению к дошкольникам невозможно. При этом опасно ограничиваться работой формального характера.
Мы не должны выстраивать специальную систему в отрыве от того, что происходит с детьми, завышая их возможности. Важно учитывать основные принципы работы с дошкольниками. У детей к старшему дошкольному возрасту только начинают складываться представления о своей национальной идентичности, они ещё очень фрагментарны, разрозненны. И, понимая это, мы на эмоционально-познавательных основаниях можем грамотно выстроить систему формирования у старших дошкольников начал (предпосылок) гражданско-патриотической позиции. Она будет органично пронизывать весь педагогический процесс, связанный с освоением развивающего содержания (наблюдения в природе, чтение и беседы по тексту произведений художественной литературы, игра, конструирование, изобразительная деятельность и многое другое).
Методические подходы.
Остановимся на некоторых конкретных методических подходах к реализации основных принципов работы.
Прежде всего, осознание своего «Я» как основного этапа всей работы начинается с понимания того, что каждый ребёнок имеет своё имя. С детьми и родителями обсуждают, почему это имя было дано. Истории в этом случае могут быть разными. Потом нужно побеседовать о том, как будут звать других детей, когда они станут взрослыми (например, Пётр, Александр, Татьяна); какие у детей будут отчества; как сейчас ласково их называют – Петенька, Сашок (так звал дед, а бабушка – Шурик). Заодно здесь решается и речевая задача – образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Родители могут рассказать воспитателю, как по-разному, ласково и строго, зовут сына или дочку в семье, как к ним обращается ребёнок (например, маму называет Тусей) и почему именно так. При этом нельзя давать толкование имён – «камень», «чайка», «здоровяк», потому что далеко не всем нравится перевод их имён, и часто дети используют его как дразнилку. А дальше можно организовать создание «Альбома группы» с детскими фотографиями и работа с ним.
Взаимодействие с семьёй может иметь продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, идущего от ребёнка; составления семейных альбомов, рисования портретов папы, дяди, дедушки ко Дню защитника Отечества, мамы и бабушки на 8-е Марта, рисунков на тему «Моя семья»; создание общего альбома с так называемыми историческими фотографиями: дедушка, прадедушка на фронте, бабушка, ещё молодая, на стройке, дядя в армии, мама в походе и т.д. Впоследствии возможны многоразовые возвращения к этому альбому в соответствии с содержанием разных занятий и событий, происходящих в детском саду, городе, стране.
Начало работы над геральдикой (изучением гербов городов, страны, флага) состоит в осознании смысла знака и символа, отражающего что-то главное. С этой целью на занятиях по ознакомлению с окружающим, ознакомлению с природой дети придумывают и делают знаки: для столовой, уголка природы, музыкального зала; затем вырабатывается символ – герб группы, детского сада. Делается он с помощью воспитателя на занятиях рисования или аппликации. А затем, используя представления о разных профессиях, животных и некоторые знания исторического характера, переходят к рассмотрению разных гербов (не более четырёх), на которых отражены либо основная профессия, которой знаменит этот город, либо животное, либо историческое событие, поскольку по этим основаниям можно выделить типы гербов. А далее, используя карту нашей страны, можно подходить к толкованию российского герба с опорой на те знания, которые дети получили на занятиях. Например, можно совершить длительное и подробное воображаемое путешествие по разным регионам нашей страны с использованием карты, в результате чего у детей формируется представление о масштабах страны, профессиях людей, её населяющих. При знакомстве с российским флагом дети опираются на имеющиеся у них представления о цвете и некоторых российских традициях. Они могут сделать изображение российского флага из бумаги, имеющей тот же цвет, что и традиционные для нашей культуры цветы – ромашки (белый цвет – облака, снег), васильки (синий цвет – небо, реки) и маки (красный – красивый, праздничный). Тем самым ознакомление с геральдикой становится в некотором роде обобщением (символ – всегда обобщение) уже имеющихся у детей знаний. А обратный ход (к сожалению, на практике это имеет место, когда от символа идут к знакомству с трудом взрослых или толкованию значения цвета – белого, синего, красного) уводит ребёнка от обобщённого смысла символа и растворяет в конкретике.
История возникновения герба, флага настолько далека от возможностей ребёнка осмыслить такого рода информацию, что запоминание может быть, в лучшем случае, только механическим, и этим направлением в работе увлекаться не стоит.
И ещё один аспект этой проблемы – формирование чувства гордости за свой город, посёлок, свою страну, предполагающее эмоционально-когнитивную включенность детей. в этом очень поможет приобщение детей к другому, тоже очень важному пласту нашей культуры – к творчеству всемирно известных русских поэтов (А.С.Пушкин), писателей (Л.Н.Толстой), композиторов (П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев), художников (И.Е.Репин, В.М.Васнецов) и др. это приобщение происходит в процессе слушания и воспроизведения стихов, музыки и разыгрывания спектаклей, рассматривания репродукций, посещение музеев и театров.
И, конечно же, большое значение имеет участие детей в праздниках, таких как День города, День Победы, День защитника Отечества (дети делают открытки, поздравления, подарки, создают макеты праздничного оформления города). В День космонавтики они обсуждают, что первым человеком, покорившем космос, был наш соотечественник – Юрий Гагарин, рассматривают открытки, конструируют космодром и модели ракет будущего и многое другое. В результате такой работы у детей создаются не только представления об их городе и стране, в которой они живут, но и возникает чувство их сопричастности к важным происходящим событиям.
Особую значимость в рамках обсуждаемой проблемы имеют формирование у детей толерантности, умение уважать мнение других, терпимо относиться к их проблемам и т.п. при этом необходимо формировать у детей и цивилизованные способы выражения несогласия, умение отстаивать свою точку зрения.
Реализация кратко обозначенных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования подлинно гражданско-патриотической позиции у старших дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Доклад к педсовету.
Тема: «Современные подходы к обучению дошкольников математике».
«…Приохотить ученика к учению гораздо
более достойная задача учителя, чем
приневолить его».
К.Д.Ушинский
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д. математика даёт огромные возможности для развития мышления.
В настоящее время прослеживаются два подхода к определению содержания обучения. Ряд авторов эффективность математического развития детей связывают с расширением информационной насыщенности занятий, иногда за счёт школьных программ (счёт до 20 и 33, освоение письменной нумерации). Другие же стоят на позиции обогащения содержания, направленного на развитие интеллектуальных способностей и формирование содержательных, научных представлений и понятий.
Безусловно, математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приёмами математического мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.
Л.С.Выготский говорил «только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперёд развития ребёнка». Нужно ориентироваться не на достигнутый детьми уровень развития, а чуть забегать вперёд, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения математическим материалом.
Одно из основных понятий, с которого начинается познание ребёнком математики, это формирование понятия «число». Отечественные психологи (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов считают, что в основе понятия числа у детей дошкольного возрасталежат специфические предметные действия с величинами непрерывными (длина, ширина, объём, масса и др.) и дискретными, разделёнными (совокупность кубиков, группа машин, кукол и др.)
По-прежнему, при обучении элементарной математике используются разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные). Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
В практике работы ДОУ накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (Зак, Михайлова); строительно-конструктивные игры.
Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов(покупают в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксируется фишками, так как поставлено условие – кукол в магазин брать нельзя); воспроизводят такую же величину (строят дом такой же высоты, как образец; для этого берут полочку такой же величины, как высота дома – образца, и делают свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксируют отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).
Можно проводить с детьми элементарные опыты. Например, предложить перелить воду из бутылочек разной величины (высокой, узкой и низкой, широкой) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объём воды одинаков; взвесить на весах 2 куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.
Кроме того, необходимо также обогащать речь детей математическими терминами.
В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями (например, сравнение предметов по величине, уравнивание количества, измерение) важно использовать развёрнутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. При этом объяснения должны быть предельно чёткими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию ребёнка (замедленном – для 3-4-летних детей и более быстром – для старших детей).
Как известно, успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Именно поэтому обучение должно осуществляться как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.
На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (например, работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность (игра является обязательным компонентом занятия; иногда всё занятие строится в форме игры).
Большое внимание на современном этапе уделяется дифференцированному обучению. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала, и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием (привести пример).
1 задание: положи на верхнюю полоску 4 треугольника, а на нижнюю 5 кружков (низкий уровень);
2 задание: положи на верхнюю полоску 4 синих треугольника, а на нижнюю 5 красных кружков (средний уровень);
3 задание: положи на верхнюю полоску 4 синих треугольника, а на нижнюю красные кружки на 1 больше.
Естественно, такая работа требует специальной организации детей на занятиях (подгруппа, вся группа).
Говоря о современных подходах к обучению, нельзя не затронуть и организацию взаимоотношений «педагог-дети», «дети-дети». В практике работы ДОУ имеется положительный опыт организации взаимоотношений «педагог-дети» в процессе обучения. Педагог ставит перед детьми задачу, оказывает помощь при выполнении задания, контролирует работу и оценивает результаты её выполнения. Практика показывает, что на занятиях не поощряется взаимодействие детей со сверстниками (часто такое общение расценивается как шалости). А ведь именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремлению оказать помощь товарищу, осуществлению контроля за своими действиями и действиями других детей, появлению взаимопонимания, умения разрешать конфликты, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания. Для организации взаимодействия детей в процессе обучения используются специальные приёмы:
- работа небольшими группами объединённых по желанию детей;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь другу;
- коллективные просмотры работ, оценка своих работ и работ других детей;
- специальные задания, требующие коллективного выполнения.
Приёмы активизации умственной активности детей:
- включение сюрпризных моментов и игровых упражнений;
организация работы с дидактическим наглядным материалом;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- новизна умственной задачи и наглядного материала;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций.
На современном этапе происходит дальнейшее исследование вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрение инновационных технологий.