Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
Красная шапочка

Форма входа

«Значение пальчиковых игр и упражнений для развития дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец - печени, средний - кишечника, указательный - желудка, большой - головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь - кулак - ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется очень много разнообразной литературы. Вы можете изучить ее на нашей выставке. Данную литературу можно приобрести в магазине и использовать в работе с вашими детьми дома, по дороге в детский сад и обратно.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
  • Помогает развивать речь.
  • Повышает работоспособность коры головного мозга.
  • Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
  • Снимает тревожность.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы - самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Приложение 1.

Пальчиковая гимнастика для 1-й младшей группы

1. «Ладушки» (развитие мелких движений кисти, чувства ритма). Ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, а потом по его словесному указанию (перед собой, над головой, за спиной) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине. Взрослый задает темп, вначале медленный, по­том с ускорением.

2. «Игра с пальчиками» (развитие подвижности пальцев рук). Ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок подражает ему, а в дальнейшем самостоя­тельно выполняет упражнение:

- Мой мизинчик, где ты был?

- С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел,

С указательным запел.

А большой меня встречал

И конфеткой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Ребенок разгибает пальцы и начинает новую игру или повто­ряет эту.

3. «Оладушки» (развитие подвижности пальцев, умении двигаться в соответствии со словами). Ребенок сидит на стуле не перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения

Пальчик о пальчик - тук да тук. (2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (2 раза.)

Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик - тук да тук. (2раза.)

4. «Пальчики в лесу» (освоение названий пальцев). Взрослый держит левую руку ребенка ладонью к себе.

Один, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит стол,

Этот - резал, этот - ел,

Ну, а этот лишь глядел.

Приложение 2. Пальчиковая гимнастика для 2-й младшей группы

  1. «Ладони на стол е». На счет «раз, два» - пальцы врозь - вместе.
  2. «П а л ь ч и к и з д о р о в а ю т с я». На счет «раз, два, три, че­тыре, пять» поочередно соединяются пальцы обеих рук - большой с большим, указательный с указательным и т. д.
  3. «Ладошки-кулачок-ребро». На счет «раз, два, три» поочередно касаются ладошками, кулачками, ребрами обеих рук.
  4. «Человечек». Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.
  5. «Дети бегут наперегонк и». Движения, как в четвер­том упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.
  6. Инсценирование потешки:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

  1. «Коза». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.
  2. «Козлята». То же упражнение, но одновременно выполня­ется пальцами обеих рук.
  3. «Очки». Образовать два круга из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
  4. «Деревья». Поднять обе руки, ладонями к себе, широко расставив пальцы.
  5. Инсценирование потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья,

Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одно­му пальцу, начиная с большого.

  1. Инсценирование потешки:

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки по очереди, начиная с большого.

Приложение 3. Пальчиковая гимнастика для средней группы

Комплекс 1:

- «Пчела». Вращать указательным пальцем правой, а затем левой руки.

- «Пчелы». То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.

- «Лодочка». Концы пальцев направить вперед, прижать

руки друг к другу, слегка согнув пальцы.

- «Солнечные лучи». Скрестить пальцы, поднять руки

вверх, расставить пальцы.

- «Пассажиры в автобусе». Скрещенные пальцы об­ращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вы­тянуты вверх.

- «Игра-потешка». Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

- Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики.

Комплекс 2:

  1. «Замок». На счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» пальцы соединяются в «замок».
  2. «Л и с а и заяц». Лиса крадется, все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигается назад.
  3. «Паук». Пальцы согнуты, медленно передвигается по столу.
  4. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями).
  5. «Счет до четырех». Большой палец соединяется пооче­редно со всеми остальными.
  6. Игра - потешка:

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, сжатой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

  1. «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь-вместе. Ладони опустить вниз и тыльной сторонй прижать друг к другу, пальцы развести.

Приложение 4. Пальчиковая гимнастика для старшей группы

Комплекс 1:

- «Ф л а ж о к». Большой палец вытянуть вверх, остальные со­единить вместе.

- «Птички». Поочередно большой палец соединяется с ос­тальными.

- «Г нездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.

- «Ц в е т о к». То же, но пальцы разъединить.

- «К о р н и растений». Прижать кисти рук тыльной сторо­ной друг к другу, опустить пальцы вниз.

- Игра-потешка «Дружные пальчики». Пальцы одной ру­ки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с ми­зинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький,

Безымянный - кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный,

Он как раз посередине.

Комплекс 2:

  1. «Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,
  2. большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
  3. «Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху поло­жить горизонтально левую руку.
  4. «Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
  5. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
  6. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, распо­ложить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и бе­зымянного пальцев обеих рук.
  7. Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот веток натаскал,

Этот пальчик все поел,

Оттого и потолстел.

Комплекс 3:

  1. «Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
  2. «Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук, образуя ча­шечку цветка, соединить.
  3. Сжимание-разжимание кистей рук на счет «раз-два».
  4. Потешка «Алые цветы». Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, после чего пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания «головкой» цветка.

Наши алые цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Комплекс 4:

- «Улитка с усиками». Положит, правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их.

- «Р а к о в и н а улитки». Правая рука на столе, левую руку положить сверху.

- «Ежик». Ладони соединены, прямые пальцы выставить вверх.

- «Кот». Средний и безымянный пальцы правой руки при­жать к ладони большим пальцем, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх.

- «Волк». Соединить большой, средний и безымянный паль­цы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для крота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Приложение 5. Пальчиковая гимнастика для подготовительной группы

Комплекс 1:

  1. «Ножницы». Указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами.
  2. «Колокол». Скрестив пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, спустить средний палец правой руки вниз и сво­бодно вращать им.
  3. «Дом». Соединить наклонно кончики пальцев правой и ле­вой рук.
  4. «В о л ч о н о к с водой». Слегка согнуть пальцы левой ру­ки в кулак, оставив сверху отверстие.
  5. «Пожарные». Упражнение с предметом: используется иг­рушечная лестница, указательный и средний пальцы бегут по ней.
  6. Потешка «Прятки». Сжимание и разжимание рук в ритме стиха:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так -

Так головки убирали.

Комплекс 2:

  1. «Птички летают». Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
  2. «Птица, высиживающая пте н цо в». Пальцы одной руки слегка прикрыты и согнуты, другая рука покоится между большим и указательным пальцами.
  3. «П т и ч к и клюют». Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.
  4. «Полет птицы». Пальцы рук прогибаются назад и сги­баются вперед.

Комплекс 3:

  1. «Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, бе­зымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
  2. «Большой зайчик». Руки на столе ладонью вниз, три первых пальца вытянуты вперед, два последних загнуты.
  3. «Бежит собачка». Рука на столе ладонью вниз, указа­тельный палец вытянут вперед, остальные «бегут» по столу.
  4. «Собачка». Локоть левой руки на столе, рука сжата в ку­лак, указательный и большой пальцы вытянуты вверх, локоть двига­ется вперед - бегущая женщина. Правая рука изображает собачку.

Комплекс 4:

  1. «Цветок». Обе ладони соединены, пальцы округлены и слегка разведены.
  2. «Корень растения». Тыльные стороны ладоней соеди­нены, пальцы опущены вниз.
  3. «Прорасти растение». Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу, затем они медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца.
  4. «Елка». Пальцы обеих рук скрещены.
  5. «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены - дерево. Два пальца ле­вой руки взбираются вверх по предплечью.

 

Развиваем математические представления в процессе интеграции физкультуры и математики.

  На физкультурных занятиях прошла неделя интеграции с математикой.  Дети играли в дидактические игры, главной задачей таких игр является: усвоение старшими  дошкольниками колличественного и порядкового счёта в пределах десяти, умение делить предметы на части, умение находить величину, форму предметов, а также определять положение предмета в пространстве, закрепление счёта прямого и обратного, игры на знание геометрических фигур, пространственных оринтировок.

 

20160127 090923 20160127 091040 20160127 091119 20160205 100635 20160205 102439 20160205 101149 20160205 101152 

20160205 102405 20160205 102439 20160209 105109

Корригирующие упражнения

для укрепления мышц спины.

Любопытный щенок

Встать на колени, упереться двумя руками в пол. Затем повер­нуть туловище в одну сторону и посмотреть, что там делается. Ни­чего не обнаружив, повернуть туловище в другую сторону и по­смотреть, что происходит там. Повороты головы вправо и влево надо делать, стоя на четвереньках. Внимание: спину прогибать не следует!

Рыбка

Лечь на пол лицом вниз, руки вытянуть вперед, ноги сжать вместе и выпрямить. Поднять руки вверх, затем вернуться в пре­жнее положение. Затем махом поднять ноги как можно выше. Прогибы от рук к ногам и обратно напоминают выпрыгивающую из воды рыбку.

Упрямый жеребенок

Жеребенок очень жизнерадостен и все время старается выбежать во двор - уж очень там весело. Сесть на корточки и упереться рука­ми в пол. Вскинуть ноги назад-вверх, оттянув при этом носки. Затем приземлиться на ступни. Голову держать высоко поднятой, так как иначе можно клюнуть носом.

Самолет

Встать прямо, ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Руки -«крылья самолета». «Летать» в разные стороны, делая наклоны то вправо, то влево. «Крылья» надо наклонять в сторону поворота. Во время выполнения упражнения можно изображать рев двигателей.

Боксер

Представив, что вы готовитесь к соревнованиям и решили побоксировать, «бейте» кулаками изо всех сил.

Индеец в дозоре

Лечь на живот, одну руку прижать к телу, а ладонь другой при­ставить козырьком к глазам. Приподнять голову и посмотреть нале­во и направо, как индеец в дозоре. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.

Щенок

Ходить на четвереньках, как это делают щенки. При каждом шаге подтягивать вперед колено, стараясь коснуться им носа. Осторожно, не упадите!

Дровосек

Встать прямо, слегка расставив ноги. Представив, что в руках топор, взмахнуть им и «ударить» изо всех сил по «чурбану». «Разру­бить» по крайней мере десять таких «чурбанов».

Сбор фруктов

Как бы срывать и складывать яблоки, груши, персики в корзину, пока она не наполнится.

На лодке

Два ребенка садятся на пол лицом друг к другу и вытягивают ноги, упираясь ступнями. Затем наклоняются и берутся за руки. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, кото­рый, оказывая товарищу небольшое сопротивление, постепенно на­клоняется вперед. Они похожи на спортсменов, гребущих с боль­шим усилием.

Любопытный котенок

Вытянуть руки вперед, встать на колени, а затем сесть на пятки. Наклониться как можно ниже, опершись об пол руками, почти каса­ясь его носом. В таком положении передвигаться, перебирая руками сначала в одну сторону, а потом в другую. И так несколько раз, ози­раясь по сторонам, как крадущийся котенок, и наконец не найдя ни­чего интересного, опять сесть «на задние лапки».

Кошка ловит мышей

Когда кошка отправляется ловить мышей, она плотно прижима­ется к полу и тихо ползет вперед, сначала вытягивая переднюю лапу, а затем заднюю. Лапы она ставит совсем бесшумно, потому что у мышей очень хороший слух. Кто из детей проползет тише всех, пой­мает больше мышей.

Летящая птица

Лечь на живот и развести руки в стороны, словно крылья. При­жаться к полу. Поднять и опустить голову и грудную клетку, а рука­ми двигать, как летящая птица крыльями. Смотреть вперед, плечи высоко не поднимать.

Корригирующие упражнения для укрепления

мышц ног и свода стопы.

Взберитесь на палку

Сесть на пол (на скамью) и взять в руки палку. Поставить ее вер­тикально на пол и попробовать на нее «влезть». Для этого надо об­хватить палку справа и слева ступнями. Пятки и пальцы тоже упира­ются в палку. «Взбираться», пока могут сгибаться колени, затем «спу­ститься» по палке вниз.

Массаж ступни

Сесть на скамью и вытянуть ноги. Ступней правой ноги сильно массировать чуть повыше икры левую ногу. Затем левой - правую и т. д.

Разминка балерины

Сесть на скамью и упереться пальцами ног в пол. Начать размин­ку. Маленькими шажками «идти» вперед, пока ступни не коснутся пола, затем «вернуться» назад, как балерина на пуантах. Следить, чтобы колени не поворачивались внутрь, а пятки были недалеко одна от другой.

Ловите мяч ногами

Сесть на пол и подбрасывать ногами маленький мяч. Руки упи­раются в пол.

Катайте мяч

Сесть на пол или на табурет и поставить ступню на теннисный мячик, катать его от носа к пятке. Это очень хороший массаж! То же другой ногой.

Игра в шарики и кольца

Сесть на пол, разложив перед собой в линию десять колец. Перед кольцами положить по шарику. Опустить шарики в кольца пооче­редно: пять - пальцами правой ноги, пять - левой. Затем достать шарики руками (кто половчее, не руками, а пальцами ног) и поло­жить их перед кольцами, а потом кольца опустить на шарики.

Вяжите ногами

Сесть на пол, согнув ноги в коленях, колени раздвинуть, а ступ­ни сблизить. Пальцами ног взять прутики с нанизанными на них ко­лечками (это могут быть и большие вязальные спицы, и карандаши). На один прутик перебросить колечко с другого прутика, как петлю при вязании. Нанизать на прутик несколько колец («сплести несколько петель»).

Скатайте чулок

Сесть на пол или на табурет и расстелить перед собой «чулок» (платок). Выдвинув вперед одну ногу, распрямить пальцы, ухватить ими «чулок», подобрать часть его под ступню. Снова, распрямив пальцы, ухватить и подобрать новую часть «чулка». И так повторять до тех пор, пока «чулок» не исчезнет под ступней полностью. Вы­полнять это упражнение одной ногой, потом другой, а затем двумя.

С пятки на пальцы

Стать прямо на полную ступню, крепко взяться для поддержки за что-нибудь рукой. Подняться на пальцы и опуститься на пятки. Следить, чтобы не получилось прыжка. Колени не сгибать. Упраж­нение можно выполнять на двух ногах или на одной ноге.

Танец на канате

Начертить на полу мелом линию и попробовать пройти по ней, удерживая равновесие. Развести руки в стороны и изображать чело­века, танцующего на канате. Ставить одну ступню вплотную к дру­гой, колени не сгибать. Ни в коем случае не ставить ногу рядом с ли­нией - «упадете вниз»!

Обезьянка на двух ногах

Вы видели когда-нибудь, как ходит обезьянка? По земле она хо­дит точно так же, как и по дереву: на внешней стороне ступни, сжав пальцы ног внутрь, словно держась за невидимую ветку.

Попробуйте ходить, как обезьянка. Для этого ноги надо слегка согнуть в коленях.

Играйте в мяч ногами

Двое детей садятся на пол друг против друга и, слегка откинув­шись назад, упираются руками в пол. Берут ногами теннисные мячи и перебрасывают их друг другу. Не ловить мяч руками!

Прогулка с шариками

Пальцами ног удерживать по шарику. Затем, сильно сжав паль­цы, двигаться на внешней стороне ступни вперед. Потом попробо­вать удержать по два шарика или больше. Так с ними и гулять.

Ходите с мячом

Взяв теннисный мяч, зажать его между ступнями. Ходить на внеш­ней стороне ступни.

    

       Прыгайте с мячом

Зажав мяч между ступнями ног, прыгать на внешней стороне ступ­ни, не роняя мяча! Если же это случится, ловить его ногами. Руками мяч не трогать